Множество структур управления.

Бюрократические структуры. Характеристика.

1. Высокая степень разделения управленческого труда

2. Развитая иерархия управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему.

3. Система формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение обязанностей и норм поведения.

Бюрократические структуры:

1. Самая простая – линейная структура управления

. Суть её в том, что она образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных подразделений в виде иерархической структуры. Каждый работник в такой структуре управлении подчинен и подотчетен только одному руководителю.

Достоинства:

1) Такая структура создает условия для реализации принципа единоначалия и единства распорядительства.

2) Создаются условия для согласованности действий исполнителей в соответствии с главными целями организации.

3) Четкое разграничение функций и ответственности.

4) Обеспечивает предельность границ контроля.

Недостатки:

1) Низкая оперативность управления, т.к. информация проходит очень длинный путь.

2) Низкая эффективность управления – чтобы согласовать действия работников низшего уровня требуется вмешательство руководителя верхнего уровня.

3) Завышенные требования к знаниям руководителя верхнего уровня.

2. Функциональная структура управления

. Ее суть в том, что специализация аппарата управления, формирование подразделений осуществляется в соответствии с функциями управления.

Достоинства:

1) Повышается оперативность управления.

2) Увеличивается эффективность управления (ввиду появления компетентных функциональных руководителей).

Недостатки:

1) Частный функциональный подход к решению проблемы.

2) Возможно дублирование функций.

4. Линейно-штабная структура управления.

Суть: в основе ее лежит линейная структура управления, но при верхних уровнях линейного руководства создаются штабные подразделения, которые готовят решения для линейных руководителей, но сами решения не принимают.

Достоинства:

1) Повышается качество решений, принятых линейным руководителем.

2) Сохраняются все преимущества линейной структуры управления.

Недостатки:

1) С увеличением числа проблем разрастаются штабные подразделения и увеличивается нагрузка на линейного руководителя.

5. Линейно-функциональная структура управления.

Суть: она строится по шахтному принципу, когда на каждую функцию управления формируется система от верхнего уровня до нижнего.

Достоинства:

1) Устраняются недостатки линейной, функциональной и линейно-штабной структур и сохраняются их достоинства.

Бюрократические структуры хороши тогда, когда существует определенность и стабильность. При динамичных быстро меняющихся условиях бюрократические структуры оказываются неэффективны, т.к. слабо приспосабливаются к внешней среде.

6. Дивизиональная структура управления

. Переходная от бюрократических к адаптивным структурам управления.

Суть: при использовании организация делится на элементы и блоки (по видам продукции, по географическим рынкам и т.д.).

Недостатки:

1) Интересы головной компании и отделений часто входят в противоречие.

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru