Методы управления.

Методы управления (МУ)

– совокупность правил, способов и приемов воздействия на людей с целью выполнения поставленных перед ними задач. Воздействие МУ непосредственно связано с мотивацией, т.е. образованием в сознании человека мотивов действия в нужном направлении.

Создание побудительных мотивов – процесс, посредством которого добиваются, чтобы люди шли в заданном направлении, а процесс побуждения людей к деятельности осуществляется через удовлетворение потребностей. Менеджер должен уметь выявлять неудовлетворенные потребности.

Существуют различные теории мотивации. Самая простейшая – теория Маслоу.

Теория Маслоу состоит из 5 уровней:

1. Основные потребности – здоровье, пища, отдых (зарплата).

2. Потребность в безопасности – социальные гарантии, пенсионный фонд, страховка и т.д.

3. Социальные потребности – поддержание неформальных отношений в коллективе.

4. Потребность в признании и уважении – система оценки труда, карьерный рост.

5. Потребность в самовыражении и развитии – учеба, творчество.

В зависимости от способа воздействия, который формирует тот или иной мотив действия выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы воздействия.

Организационно-административные методыбазируются на отношениях между людьми. По форме проявления делятся на:

1) Организационные (организационного воздействия) предназначены для создания организационной основы совместной деятельности работника. На практике реализуются в виде организации регламентирования, организационного нормирования, инструктирования.

2) Методы распорядительного (административного) воздействия основаны на отношениях принуждения и подчинения. Характерно прямое воздействие на волю подчиненного. Это приказы, распоряжения, указания, а также взыскания и поощрения.

Экономические методы

управления основаны на познании и использовании объективных экономических законов, а также на использовании экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников.

Отличие: воздействие через экономический интерес. Делятся на методы:

1) Методы прямого экономического расчета. Это политика кредитования, инвестирования, налогообложения, ценовая политика.

2) Методы внутрифирменного расчета. Заинтересованность предприятия – финансовая стабильность, финансовая устойчивость, кредитоспособность, инвестиционная привлекательность, рентабельность.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия на людей через их социальные потребности и психологические особенности.

Социальные методы управления делятся на:

1) Методы социального регулирования.

2) Методы социального планирования.

3) Методы социального нормирования.

4) Методы морального стимулирования.

Методы психологического управления – конкретные способы и приемы, направленные на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического климата.

1) Методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных групп в коллективе).

2) Методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой, запахом).

3) Методы психологического побуждения (холерики, флегматики).

4) Методы профессионального отбора (тесты, отборы).

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru