Интегральный показатель.

, а, следовательно, и эффективности регулирования активов и пассивов служит прибыль внутреннего банка, рассчитываемая как разница между полученными «внутренними» доходами и произведенными «внутренними» расходами. При этом могут учитываться не только процентные доходы и расходы, но также другие их виды. Так, на внутренний банк могут быть отнесены отдельные статьи общебанковских расходов, не распределяемые по подразделениями вследствие отсутствия четко выраженной их «принадлежности» тому или иному подразделению и др. Таким образом, построение системы внутреннего ценообразования предусматривает прежде всего решение вопросов определения структуры внутренних доходов и расходов применительно к различным бизнес центрам. По существу это сводится к построению внутренних балансов и отчетов о прибылях и убытках по подразделениям банка. Внутреннее ценообразование включает вопросы «перераспределения» комиссионных и других непроцентных доходов и расходов, а также определения внутренних цен на ресурсы при формировании процентных доходов и расходов. Очевидно, что первоочередное значение для банка имеет принцип формирования именно процентных доходов и расходов по доходоприносящим подразделениям (центрам прибыли). При этом основные положения функционирования внутреннего банка сводятся к следующему.

Внутренний банк покупает у (ресурсных) подразделений ресурсы с целью последующего размещения в доходоприносящие операции (кредитные, операции с ценными бумагами и др.). Очевидно, что стоимость (фактическая) ресурсов зависит от их объемов и сроков привлечения. В конечном итоге стоимость привлеченных ресурсов разных сроков определяется среднерыночной доходностью активных операций и для расчетов внутренних цен может быть принята в долях от последней.

В общем виде схему регулирования цен внутреннего банка по покупке-продаже ресурсов можно представить, как результат анализа структуры всех ресурсов, привлеченных (включая собственные средства банка) и размещенных банком. С целью упрощения можно разбить все ресурсы (как в активах, так и в пассивах) на две группы: краткосрочные и долгосрочные. В зависимости от реально сложившейся структуры привлеченных и размещенных ресурсов по срокам, временная градация по указанным группам ресурсов может быть принята различной. Например, к краткосрочным могут быть отнесены средства до востребования и срочные на срок до 3 месяцев, остальные виды ресурсов со сроками привлечения и размещения более 3-х месяцев - к долгосрочным.

Внутренний банк покупает все привлеченные ресурсы у «ресурсных» подразделений в зависимости от сроков привлечения, соответственно, по цене краткосрочных и цене долгосрочных ресурсов за вычетом средств, размещенных в недоходоприносящие активы (ФОР, а также наличных денежных средств в кассе). Таким образом, расход внутреннего банка по ресурсам зависит от структуры привлеченных пассивов по срокам привлечения и установленных внутренним банком цен покупки на ресурсы разных сроков. В то же время бизнес центры, привлекающие ресурсы и продающие их во внутренний банк, имеют внутренний доход. Очевидно, что расходы внутреннего банка по ресурсам равны суммарному внутреннему доходу всех подразделений (от продажи привлеченных ресурсов внутреннему банку).

Подразделения (центры прибыли) покупают у внутреннего банка ресурсы для размещения в активные операции (кредитные, ценные бумаги) по установленным ценам внутреннего банка в зависимости от требуемых сроков размещения (краткосрочных или долгосрочных вложений). Объем ресурсов внутреннего банка, «продаваемых» для активного размещения подразделениям включает как «купленные» у бизнес центров привлеченные ими ресурсы («платные» – для внутреннего банка), так и собственные источники банка (капитал – «бесплатные» для внутреннего банка) за вычетом объемов размещения в недоходоприносящие активы (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения; средства ФОР; наличные денежные средства, драгоценные металлы). При этом «продаваемые» внутренним банком собственные средства относятся к долгосрочным ресурсам.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru