Опыт американского государства в управлении социально-экономическими процессами.

Зародившийся в США в начале XX в. научный менеджмент, ориентированный на управление массовым производством, стал важным фактором экономического развития страны. Однако в 70-е годы наметилось падение конкурентоспособности Соединенных штатов на фоне опережающего развития конкурентов. Это потребовало создания новых, более гибких организационно-поведенческих моделей управления. Система гибкого управления хозяйственным циклом требует максимальной взаимоподдержки и взаимозаменяемости всех участников экономического процесса, опоры на изменившиеся ценностные ориентации и информационные возможности работников – "человеческого капитала". Децентрализованные системы управления оказались более способными к немедленному реагированию на быстро меняющуюся экономическою конъюнктуру. Управленческая революция стала одной из главных причин повышения конкурентоспособности Соединенных Штатов в 90-е годы. Сегодня Америка опережает другие страны по опыту организации и управления крупномасштабными проектами.

Опыт США по управлению, регулированию и развитию НИОКР.

Не секрет, что американская цивилизация чрезвычайно технологична. Соединенные Штаты Америки смогли обеспечить господствующие позиции в мировой экономике в немалой степени именно благодаря эффективному прикладному использованию достижений науки и техники в самых различных областях.

Испытав в 1957 году шок, вызванный запуском Советским Союзом первого в мире спутника, Америка не жалела денег для того, чтобы не проиграть в глобальной гонке за лидерство. Каждое десятилетие расходы на НИОКР удваиваются. В 1996 году они составили около 185 млрд. долларов. Конечно, немалая часть этих расходов была связана с гонкой вооружений, но в целом доля невоенных научных исследований постоянно росла и в середине 90-х годов составила 80% всех расходов на НИОКР[5].

Львиную долю затрат на науку взял на себя федеральный бюджет США. На долю федерального правительства приходится более трети всех расходов на НИОКР, в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования.[6] Среди гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космические программы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. На поддержку фундаментальных исследований федеральное правительство США в 1995 году ассигновало 14,2 миллиарда долларов.[7]

В 90-е годы в США был принят целый ряд официальных документов, определяющих научно-техническую политику государства. Администрация Клинтона делает упор на обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний, укрепление связи между фундаментальной наукой и национальными целями, а также на развитие партнерства между государством, бизнесом и научным сообществом для расширения инвестиций в фундаментальные и инженерно-технические науки и эффективного использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Приняты меры по обеспечению налоговых льгот для НИОКР, укреплению государственного рынка в этой сфере, стимулированию научно-технического прогресса.

Поэтому в стране классического капитализма правительство осуществляет научную политику тремя способами: финансирует государственные научно-исследовательские учреждения; предоставляет гранты ученым их университетов и бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболее благоприятные условия частному сектору, вкладывающему деньги в научно-технические исследования и разработки.

Федеральная контрактная система стала важнейшим инструментом государственной поддержки науки и техники. Целенаправленные федеральные инвестиции в НИОКР дают 50%-ную прибыль. Экономический рост в стране объясняется прежде всего эффективным использованием научных знаний. Ведь по некоторым данным, на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста валового внутреннего продукта.[8] Согласно оценкам экспертов, факторы, связанные с техническим прогрессом, обеспечивают до 60% "источников экономического роста".[9] Быстро расширяется наукоемкий сектор производства. Наукоемкая продукция составляет примерно четверть продукции и половину экспорта американской обрабатывающей промышленности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru