Посткризисная энергетическая программа США 1977 года.

Программа содержала мероприятия по добычи нефти и газа в шельфовых зонах, разработке нефтяных сланцев. В долгосрочной перспективе после 1985 г. предполагалось более широкое использование нетрадиционных источников энергии.

Особое внимание уделялось атомной энергии, относившейся в то время к нетрадиционным источникам энергии и являвшейся перспективным направлением энергопроизводства. В частности, в программе содержались разъяснения позиции Д. Картера, изложенной им в послании конгрессу от 20 апреля 1977 г. В этом послании президент предложил отложить на неопределенный срок разработку и внедрение в энергетику ядерной технологии, основанной на использовании плутония. Исследовательские работы по созданию реакторов на быстрых нейтронах предполагалось продолжить, но при значительно меньших ассигнованиях. В таблице на страницах 43-44 приведены данные топливно-энергетического баланса США согласно программе развития энергетики 1977 г.

Естественно, первоначальный вариант данной энергетической программы претерпел значительные изменения, ситуация в мире и в области науки значительно изменилась, но эта программа сыграла не последнюю роль в преодолении проблемы на том этапе, а на данный момент она представляет собой интересный образчик опыта планирования и прогнозирования.

Экологическое регулирование в США.

Соединенные штаты превратились в крупнейшего потребителя природных ресурсов. Их удельный вес в мировом потребление ресурсов составляет, по оценкам, не менее 25%. Они первыми в мире столкнулись с ограничениями ресурсного развития, в том числе и экологического характера. На долю США приходится 27% мирового загрязнения атмосферы – половина объема загрязнения всеми странами ОЭСР. Промышленные выбросы углекислого газа на душу населения в 2-3 раза выше, чем в других развитых странах.[18]

Механизмы экологического регулирования стали одним из важнейших факторов экономической жизни США. Американское правительство приняло целый ряд мер, ограничивающих частное предпринимательство ради решения экологических проблем, включая превентивные меры. Вместе с тем широко используются и такие традиционные рычаги государственного регулирования, как налогово-кредитные механизмы, платежи за пользование ресурсами и за загрязнение окружающей среды. С 60-х годов в США начал формироваться новый режим природопользования, включающий установленные государством нормативы, ограничения и запреты. За последние десятилетия природоохранные расходы там выросли в 6-7 раз. Создана разветвленная структура управления экологическими программами, осуществляющая государственную экологическую политику. Эффективно действует механизм экологической экспертизы, осуществляются различные разрешительные и контрольные процедуры. В экологической экспертизе участвуют органы власти всех уровней – федеральные, штатов, местные. При этом главную роль играет федеральное Агентство по охране окружающей среды. На долю государства приходится коло 25-30% расходов на экологические программы, которые в 90-е годы достигли 2% ВВП и продолжают возрастать. В США созданы экономические предпосылки для вовлечения частного капитала в экологическую деятельность. В результате растет занятость в сфере природоохранной деятельности.

Американский опыт составления бюджетов развития.

(На примере формирования городских бюджетов)

Практика формирования бюджетов развития американскими городами, несмотря на существенные отличия российской и американской бюджетно-налоговых систем, представляет несомненный интерес.

В США непременным условием разумного управления городскими финансами является раздельное планирование и расходование текущих и капитальных затрат. Разделение вызвано невозможностью обеспечить надлежащее планирование средств для инвестиционных проектов и финансовый контроль за расходованием капитальных затрат в рамках годового бюджета. Это обусловлено тем, что, во-первых, финансирование инвестиционного проекта, как правило, происходит в течение нескольких лет, и, во-вторых, в разработку и выполнение отдельного инвестиционного проекта вовлечены сразу несколько департаментов. Причем разные инвестиционные проекты могут потребовать координации усилий различных городских структур. Порядок разработки и реализации разных инвестиционных проектов, как правило, не типичен.

Все вышеизложенное отличает планирование капитальных затрат от текущих, для которых характерна ежегодная повторяемость бюджетных процедур.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru