Приватизация - катализатор развития рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг может развиваться только в уровнях нормальных товарно-денежных отношений и отношений собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.

В последние десятилетия приватизация имела место во многих странах мира. Особенно интенсивно она осуществлялась в Англии. Но в странах Запада приватизация происходила в условиях развитой рыночной экономики, когда емкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемых предприятий. В России ситуация иная.

В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку создает условия для участия в таком рынке большинства предприятий и населения.

Приватизация крупных и средних предприятий начинается с преобразования их в акционерные общества. У акционерного общества множество собственников-акционеров. Право собственности каждого акционера удостоверяется акцией.

Организаторами приватизационных мероприятий выступают комитеты по управлению имуществом, созданные по национально-государственному и территориальному принципу, и фонды имущества, осуществляющие полномочия по признаку собственности.

Приватизационный чек представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой собственности. На приватизационный чек можно было купить акции любого приватизируемого предприятия России. Работающий на приватизируемом предприятии человек имел право купить акции своего предприятия по льготной цене. Такая покупка полностью или частично могла быть оплачена приватизационным чеком. Продажа за приватизационные чеки акций других предприятий, преобразованных в акционерные общества, производилась местными отделениями Российского фонда федерального имущества, а в случае их отсутствия — территориальными Комитетами по управлению имуществом на специальных аукционах. О проведении таких аукционов сообщалось в средствах массовой информации. Участник аукциона должен узнать как можно больше о предприятии, в которое он собирается вложить свой приватизационный чек. Поэтому каждое приватизируемое предприятие обязано было опубликовать подробную информацию, которая поможет принять обоснованное решение.

Задача финансовых менеджеров приватизируемых предприятий на первом этапе состояла в составлении плана приватизации, который при акционировании служил одновременно и проспектом эмиссии, а также устава создаваемой коммерческой организации, определяющего порядок распределения прибыли, состав и условия образования фондов денежных средств, права владельцев акций различных типов, организацию и управление финансовой деятельностью.

Российские варианты акционирования в процессе приватизации предусматривают выпуск простых (обыкновенных) акций и двух разновидностей привилегированных акций (типа «А» и «Б»). Разница заключается в том, что владельцы привилегированных акций типа «А» получают право ограниченного голоса, тогда как держатели акций типа «Б» могут лишь вносить предложения по поводу участия в голосовании. Обладатели акций типа «А» имеют первоочередное право на получение части оставшегося имущества ликвидируемой компании, тогда как держатели акций типа «Б» могут претендовать на это лишь после удовлетворения заявок собственников акций «А». И, наконец, держатели акций типа «А» при ликвидации акционерного общества получают номинальную стоимость акций. В случае продажи акций типа «Б» Фондом имущества владельцы этих акций обменивают их на обыкновенные.

Таким образом, процесс приватизации способствует становлению акционерных обществ в качестве ведущей организационно-правовой формы предприятий. Это является причиной эмиссии не только новых акций и облигаций, но и производных от них видов ценных бумаг, расширяет обращение корпоративных ценных бумаг. Следовательно, приватизация — это начальный этап возрождения рынка ценных бумаг в России, превращения их в финансовый инструмент, доступный широким слоям населения.

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru