Способы приватизации

Приватизация осуществляется несколькими способами:

- продажа акций акционерных обществ открытого типа;

- продажа предприятий на специализированных аукционах, по коммерческому конкурсу, по инвестиционному конкурсу;

- продажа активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

- продажа предприятий обществам с ограниченной ответственностью;

- выкуп арендованного имущества.

Наиболее сложен процесс организации продажи акций акционерных обществ открытого типа. Он включает продажу акций работникам предприятий и приравненным к ним лицам по закрытой подписке с использованием льгот, реализацию акций по инвестиционному конкурсу, коммерческому конкурсу, на аукционе с использованием институтов фондового рынка, на специализированном аукционе по продаже акций.

Начиная с 1 июля 1994 г. выделены две группы предприятий по отношению к используемым способам приватизации:

1. Первая группа включает мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. не более 20 млн. руб. и подлежит продаже по коммерческому и инвестиционному конкурсу, на аукционе.

2. Вторая группа включает все остальные предприятия, преобразуемые в акционерные общества открытого типа.

При продаже государственных или муниципальных предприятий по конкурсу или на аукционе все вопросы по организации решает комитет по управлению имуществом. Он определяет начальную цену продажи объекта. Первоначально назначаемой ценой является оценочная стоимость имущественного комплекса, устанавливаемая комиссией по приватизации. Реализация производится по максимальной цене, предложенной покупателем, включая работников. При этом работники могут воспользоваться рассрочкой платежа до трех лет и скидкой с продажной цены в размере 30%, если они объединяют не менее одной трети списочного состава работников приватизируемого предприятия.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в хозяйственные общества размер уставного капитала устанавливается исходя из оценочной стоимости имущества, порядка и условий распространения акций или паев.

Большую роль играют пропорции распределения акций между потенциальными инвесторами; членами трудового коллектива, юридическими лицами и гражданами, органами государственного управления. От этого зависит сумма, подлежащая взносу в бюджет. Введение искусственных ограничений на выкуп акций у государства приводит к дополнительным трудностям, связанным с их размещением.

Акционирование предприятий включает два основных аспекта: организационно-правовой и финансовый. Организационно-правовой аспект означает, что предприятия регистрируются в форме коммерческой организации. Финансовый аспект заключается в выпуске и размещении акций.

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru