Автоматизация управления финансами, сущность и проблематика

Анализ выполнения финансового плана, финансовый анализ

Общее описание

1. Цель данного бизнес-процесса – количественная оценка текущего и будущего финансового состояния предприятия, как абсолютная, так и относительная – относительно планировавшихся показателей.

2. Анализ выполняется в каждой фазе управления финансами:

· до начала планового периода – производится финансовый анализ Финансового плана:

· анализ структуры (удельного веса) статей доходов и расходов, поступлений и платежей, строк Прогнозного баланса;

· расчет базового набора коэффициентов и оценка финансового состояния предприятия на конец планового периода; при неудовлетворительности этой оценки производится пересмотр базовых показателей Финансового плана и перепланирование взаимосвязанных показателей и планов;

· в течение периода – производится:

· анализ соответствия фактических показателей плановым: выявление превышения установленных лимитов или сопоставление факта с планом, отнесенным на прошедший период;

· кроме того, может производиться расчет прогнозируемого выполнения плана с учетом уже имеемого его фактического исполнения, оценка полученного прогноза и принятие необходимых корректирующих управленческих решений в случае неудовлетворительной оценки;

· по завершении периода – производится:

· сопоставление достигнутых фактически показателей с плановыми (план-факт анализ): рассчитываются отклонения факта от плана, производится анализ их причин (непрогнозируемые изменения внешней обстановки, ошибки планирования, ошибки при исполнении плана,…);

· собственно финансовый анализ фактических показателей: расчет базового набора коэффициентов, оценка фактического финансового состояния предприятия; по результатам оценки принимаются управленческие решения, которые могут привести, в частности, к пересмотру Финансового плана очередного периода.

3. В процессе финансового анализа выполняются следующие действия:

· формирование текущей (в течение периода) или итоговой (по его завершении) отчетности о выполнении плана; текущая отчетность формируется по данным оперативного учета, итоговая – по данным бухгалтерского учета;

· расчет отклонений фактических показателей от плановых; общие суммы отклонений затем распределяются по вызвавшим их причинам оценочным путем;

· расчет удельного веса статей, отдельно по плановым и фактическим показателям, их сопоставление;

· расчет базового набора коэффициентов финансового анализа, сравнение полученных значений с эталонными, их качественная оценка (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, опасно).

Варианты и особенности выполнения финансового анализа

В ряде случаев для облегчения анализа причин отклонений фактических показателей от плановых Финансовой службой производится явная классификация всех происходящих в ходе оперативного учета отклонений – как просто не предусмотренных планом, так и в несоответствующих плану суммах. Каждое такое отклонение фиксируется с указанием кода причины и, при необходимости, кода виновника (контрагент, ответственный распорядитель,…). Затем в процессе подготовки отчетности суммы отклонений накапливаются по причинам и виновникам, давая точную картину распределения причин отклонений.

Связь с бизнес-процессами сопряженных предметных областей

Бизнес-процессы управления финансами взаимодействуют с рядом бизнес-процессов сопряженных предметных областей: управления логистикой, управления производством и бухгалтерского учета, в частности, со следующими:

1. Планирование продаж (сбыта):

· передает в текущее финансовое планирование данные по доходам от продаж;

· получает из текущего финансового планирования утвержденные контрольные цифры по поступлениям денежных средств от продаж;

· передает в управление задолженностью планы-графики отгрузки и оплаты продукции (товаров) по договорам;

· передает в оперативное планирование платежей прогнозные суммы поступлений от продаж.

2. Технико-экономическое планирование: передает в текущее финансовое планирование данные по затратам производства и общехозяйственным расходам.

3. Планирование закупок (снабжения):

· получает из текущего финансового планирования лимиты расходования средств на закупку материалов (товаров);

· передает в управление задолженностью планы-графики поставок и оплаты материалов (товаров) по договорам;

· передает в оперативное планирование платежей заявки на платежи для производства закупок.

4. Оперативное управление продажами:

· передает в управление задолженностью данные об отгрузке продукции (товаров);

· получает из оперативного управления платежами данные о поступлениях денежных средств для отслеживания расчетов с контрагентами.

5. Оперативное управление закупками:

· передает в управление задолженностью данные о поставках материалов (товаров);

· получает из оперативного управления платежами данные о выполненных платежах для отслеживания расчетов с контрагентами.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru