Автоматизация управления финансами, сущность и проблематика
Анализ выполнения финансового плана, финансовый анализ
Общее описание
1. Цель данного бизнес-процесса – количественная оценка текущего и будущего финансового состояния предприятия, как абсолютная, так и относительная – относительно планировавшихся показателей.
2. Анализ выполняется в каждой фазе управления финансами:
· до начала планового периода – производится финансовый анализ Финансового плана:
· анализ структуры (удельного веса) статей доходов и расходов, поступлений и платежей, строк Прогнозного баланса;
· расчет базового набора коэффициентов и оценка финансового состояния предприятия на конец планового периода; при неудовлетворительности этой оценки производится пересмотр базовых показателей Финансового плана и перепланирование взаимосвязанных показателей и планов;
· в течение периода – производится:
· анализ соответствия фактических показателей плановым: выявление превышения установленных лимитов или сопоставление факта с планом, отнесенным на прошедший период;
· кроме того, может производиться расчет прогнозируемого выполнения плана с учетом уже имеемого его фактического исполнения, оценка полученного прогноза и принятие необходимых корректирующих управленческих решений в случае неудовлетворительной оценки;
· по завершении периода – производится:
· сопоставление достигнутых фактически показателей с плановыми (план-факт анализ): рассчитываются отклонения факта от плана, производится анализ их причин (непрогнозируемые изменения внешней обстановки, ошибки планирования, ошибки при исполнении плана,…);
· собственно финансовый анализ фактических показателей: расчет базового набора коэффициентов, оценка фактического финансового состояния предприятия; по результатам оценки принимаются управленческие решения, которые могут привести, в частности, к пересмотру Финансового плана очередного периода.
3. В процессе финансового анализа выполняются следующие действия:
· формирование текущей (в течение периода) или итоговой (по его завершении) отчетности о выполнении плана; текущая отчетность формируется по данным оперативного учета, итоговая – по данным бухгалтерского учета;
· расчет отклонений фактических показателей от плановых; общие суммы отклонений затем распределяются по вызвавшим их причинам оценочным путем;
· расчет удельного веса статей, отдельно по плановым и фактическим показателям, их сопоставление;
· расчет базового набора коэффициентов финансового анализа, сравнение полученных значений с эталонными, их качественная оценка (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, опасно).
Варианты и особенности выполнения финансового анализа
В ряде случаев для облегчения анализа причин отклонений фактических показателей от плановых Финансовой службой производится явная классификация всех происходящих в ходе оперативного учета отклонений – как просто не предусмотренных планом, так и в несоответствующих плану суммах. Каждое такое отклонение фиксируется с указанием кода причины и, при необходимости, кода виновника (контрагент, ответственный распорядитель,…). Затем в процессе подготовки отчетности суммы отклонений накапливаются по причинам и виновникам, давая точную картину распределения причин отклонений.
Связь с бизнес-процессами сопряженных предметных областей
Бизнес-процессы управления финансами взаимодействуют с рядом бизнес-процессов сопряженных предметных областей: управления логистикой, управления производством и бухгалтерского учета, в частности, со следующими:
1. Планирование продаж (сбыта):
· передает в текущее финансовое планирование данные по доходам от продаж;
· получает из текущего финансового планирования утвержденные контрольные цифры по поступлениям денежных средств от продаж;
· передает в управление задолженностью планы-графики отгрузки и оплаты продукции (товаров) по договорам;
· передает в оперативное планирование платежей прогнозные суммы поступлений от продаж.
2. Технико-экономическое планирование: передает в текущее финансовое планирование данные по затратам производства и общехозяйственным расходам.
3. Планирование закупок (снабжения):
· получает из текущего финансового планирования лимиты расходования средств на закупку материалов (товаров);
· передает в управление задолженностью планы-графики поставок и оплаты материалов (товаров) по договорам;
· передает в оперативное планирование платежей заявки на платежи для производства закупок.
4. Оперативное управление продажами:
· передает в управление задолженностью данные об отгрузке продукции (товаров);
· получает из оперативного управления платежами данные о поступлениях денежных средств для отслеживания расчетов с контрагентами.
5. Оперативное управление закупками:
· передает в управление задолженностью данные о поставках материалов (товаров);
· получает из оперативного управления платежами данные о выполненных платежах для отслеживания расчетов с контрагентами.