Реформирование и планирование статистической деятельности в Казахстане
Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы. В отличие от первых предыдущих двух программ Правительством утверждены более долгосрочные задачи - на семилетний период.
С начала реализации третьей программы совершенствования статистики разработаны и утверждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классификации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам экономической деятельности КП ВЭД, который представляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Третий - это общий классификатор предприятий и организаций (ОКПО), который представляет собой уникальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства.
Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в основные государственные регистры и реестры юридических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным шагом на пути формирования единого информационного пространства в республике.
Практические результаты от использования стандартных кодов юридических лиц можно продемонстрировать на примере сотрудничества статистических и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными органами. В результате налоговые органы имеют возможность представлять статистику налогов в разрезе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярного обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов. Конечная цель этого процесса заключается в стандартизации и объединении всей информации, которая имеется в различных министерствах и ведомствах на базе единой национальной системы классификации, кодирования.
В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инструментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежеквартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование занятости населения при участии экспертов из Германии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежеквартальное получение достоверной и полной информации о занятости населения и уровне безработицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государственной программы по борьбе с бедностью и безработицей.
Что касается безработицы, то такое прямое обследование домашних хозяйств по безработице внедряется впервые. Традиционно использовалась методология составления баланса трудовых ресурсов, который позволял получать показатели безработицы расчетным путем.
В нашей республике проведение обследования занятости осложняется несовершенством законодательной базы. В действующем законодательстве безработными являются лица в трудоспособном возрасте, не имеющие работу и готовые трудиться. Однако, по международной методологии и в мировой практике, по рекомендациям Международной организации труда для того, чтобы безработный считался безработным, он должен не только не иметь работу и быть готовым к труду, он должен активно искать работу, а именно этого важного критерия нет в этом определении. Необходимо ускорить разработку адекватной законодательной базы, чтобы данные наших обследований были сопоставимы на мировом уровне.
3a последние годы произошли большие изменения в аналитической и публикационной работе статистиков. Задачи по улучшению этого аспекта статистической деятельности ставились еще в рамках первой программы совершенствования, но добиться существенных результатов удалось только сейчас. Благодаря повышению профессионального уровня специалистов и современным техническим средствам резко увеличились объем аналитической работы и тематика аналитических материалов, а также их оформление. Еженедельно несколько аналитических записок направляется в адрес Правительства и соответствующих министерств и ведомств. Статистический ежегодник Казахстана 1999 года был отмечен на международной выставке в Германии.