Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики

Существующая в странах СНГ территориальная структура национальных статистических служб дос­талась в наследство от бывшего Советского Союза и отражала потребности централизованного плани­рования в условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в процессе совершенствования структу­ры государственного управления и полностью от­ражала административно-территориальное деление страны,

В развитых странах официальная статистика стала необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономические круги и обществен­ность данными об экономическом, демографичес­ком, социальном и экологическом положении. Та­кая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в специальном документе Статистичес­кой комиссия ООН, принятом единогласно на спе­циальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживае­мому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к эко­номике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.

В странах переходного периода реформирова­ние официальной статистики также сопровождает­ся повышением ее роли в информационном обес­печении потребностей общества, что наряду с дру­гими внешними и внутренними факторами приво­дят к соответствующим институциональным преоб­разованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на территори­альном уровне.

В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территори­альных органах статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике и ана­лизу - численность руководящих работников и спе­циалистов, занятых экономической работой состав­ляла 2896 человек. Кроме того, аппарат управле­ния территориальных органов статистики составлял 884 единицы. Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориаль­ных органов статистики.

В 1995 году происходит коренная реорганиза­ция структуры государственной статистики. Аппа­рат управления территориальных органов статисти­ки уменьшается с 752 до 513 единиц за счет со­кращения численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением те­ряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части сокращаемой численности аппарата управ­ления на уровне районов численность Государ­ственного комитета по статистике и анализу увели­чивается (до 278 единиц), а его Головной вычисли­тельный центр упраздняется.

Практика показала, что эта реорганизация сис­темы государственной статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат управления в ранге государственных слу­жащих, что усилило нагрузку на областной уро­вень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять несвойственные для го­сударственных органов функции, что приводило к ухудшению качества работы по координации стати­стической деятельности в стране, организации ра­бот по совершенствованию государственной стати­стики и анализу данных о социально-экономичес­ком развитии республики. Последующие сокраще­ния центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года заново образо­вать Информационно-вычислительный центр.

На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов статистики (в четырнадцати облас­тях и городах Алматы и Астана) составила соответ­ственно 1882 руководящих работников и специали­стов по обработке данных и 371 единица государ­ственных служащих, а на 1 апреля после сокраще­ния расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.

Средняя численность персонала областных (го­родов Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с млад­шим обслуживающим персоналом).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru