Управление проектом
Напомним, что следует различать цели проекта и цели продукта проекта, под которым понимается продукция (или услуги), созданная или произведенная в результате исполнения проекта.
Цели продукта
- это свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта.
Цели проекта
- это работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами.
В ходе исполнения проекта эти процессы многократно повторяются. Изменениям могут подвергнуться цели проекта, его бюджет, ресурсы и т.д. Кроме того, планирование проекта - это не точная наука. Различные команды проекта могут разработать различные планы для одного и того же проекта. А пакеты управления проектами могут составить различные расписания выполнения работ при одних и тех же исходных данных.
Основные процессы планирования
Некоторые из процессов планирования имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Так, например, сначала следует определить из каких работ состоит проект, а уж затем рассчитывать сроки выполнения и стоимость проекта. Эти основные процессы выполняются по несколько раз на протяжении каждой фазы проекта. К основным процессам планирования относятся:
Планирование целей
- разработка постановки задачи (проектное обоснование, основные этапы и цели проекта),
Декомпозиция целей
- декомпозиция этапов проекта на более мелкие и более управляемые компоненты для обеспечения более действенного контроля,
Определение состава операций
(работ) проекта - составление перечня операций, из которых состоит выполнение различных этапов проекта,
Определение взаимосвязей операций
- составление и документирование технологических взаимосвязей между операциями,
Оценка длительностей или объемов работ
- оценка количества рабочих временных интервалов, либо объемов работ, необходимых для завершения отдельных операций,
Определение ресурсов
(людей, оборудования, материалов) проекта - определение общего количества ресурсов всех видов, которые могут быть использованы на работах проекта (ресурсов организации) и их характеристик;
Назначение ресурсов
- определение ресурсов, необходимых для выполнения отдельных операций проекта;
Оценка стоимостей
- определение составляющих стоимостей операций проекта и оценка этих составляющих для каждой операции, ресурса и назначения;
Составление расписания выполнения работ
- определение последовательности выполнения работ проекта, длительностей операций и распределения во времени потребностей в ресурсах и затрат, исходя и с учетом наложенных ограничений и взаимосвязей;
Оценка бюджета
- приложение оценок стоимости к отдельным компонентам проекта (этапам, фазам, срокам);
Разработка плана исполнения проекта
- интеграция результатов остальных подпроцессов для составления полного документа.
Определение критериев успеха
- разработка критериев оценки исполнения проекта.
Вспомогательные процессы планирования
Кроме перечисленных основных процессов планирования имеется ряд вспомогательных процессов, необходимость в использовании которых сильно зависит от природы конкретного проекта. Такие процессы включают в себя:
Планирование качества
- определение того, какие стандарты качества использовать в проекте, и того, как эти стандарты достичь;
Планирование организации
- определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в организации;
Назначение персонала
- назначение человеческих ресурсов на выполнение работ проекта;
Планирование взаимодействия
- определение потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для участников проекта,
Идентификация риска
- определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект;
Оценка риска
- оценка вероятностей наступления событий риска, их характеристик и влияния на проект;
Разработка реагирования
- определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события;
Планирование поставок
- определение того, что, как и когда должно быть поставлено;
Подготовка условий
- выработка требований к поставкам и определение потенциальных поставщиков.