Горизонтальный конфликт

Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.

В системе “равный-равный” наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям.

1. Распределение задач и ответственности. Очень характерны пререкания подразделений, так как стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других.

2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки.

3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.

4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги.

Как можно изменить систему "равный-равный", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?

1. Изменение отношений

· Явно и определенно разграничить отделы и провести "демаркационную линию"

· Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов

· Установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем перераспределения ответственности или усиления "самого слабого" звена

· Объединить отделы во главе с одним управляющим

2. Улучшение координации задач

· Разделить задачи между отделами

· Улучшить процедуры координации между ними

· Создать буферные запасы, чтобы подразделения сами планировали деятельность

3. Структурирование общения и переговоров

· Добиться формулирования своих условий для сотрудничества

· Обучить технике ведения конструктивных переговоров

· Подключить третью сторону для ведения переговорного процесса

4. Улучшение межличностных отношений

· Провести обучение и тренинг

· Проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru