Пример системного анализа в банковском деле

Анализируя воздействие технологий на занятость в учреждениях, предоставляющих финансовые услуги, А. Рэджин и Г. Кук сделал и серь­езные выводы. Они отмечают, что создание или потеря организацией рабочих мест зависят от сложного взаимодействия его затрат с объе­мом выпуска продукции. В случае с информационной технологией убе­дительным доказательством этого является то, что применение систем информации в финансовом секторе в последнее десятилетие не приво­дило к сокращению рабочих мест. Фактически уровень занятости в этом секторе возрос на 40%, а клиринговые банки Лондона увеличивали свои штаты за последние 12 лет, несмотря на внушительные инвестиции в автоматизацию, расширение бизнеса и рост производительности труда.

Чтобы объяснить комплекс сложных взаимоотношений, авторы об­ратили внимание на три «замедлителя», т.е. на факторы, сдерживаю­щие воздействие информационной технологии на персонал, и два «ус­корителя» — факторы, убыстряющие ее воздействие.

Три фактора, которые они описывают, являются экономическим, со­циальным и организационным. Что касается экономических «замедлителей», которые следует принимать во внимание, то в их число входят:

ü замена имеющегося персонала вследствие использования техно­логий;

ü увеличение специального персонала для управления новым обо­рудованием;

ü рост чистого дохода из-за увеличения спроса на финансовые ус­луги;

ü выплата зарплаты и окладов посредством прямого кредитования банков и строительных обществ, а также последовательное рас­ширение возможностей рынка;

ü возникновение новых услуг неэкономического характера до вне­дрения технологий, например, появление кредитных карточек, привело к созданию 15 000 новых рабочих мест и введению раз­личных форм страхования и счетов страховых взносов;

ü более эффективное и быстрое обслуживание клиентов в резуль­тате технических новшеств.

Пессимистический взгляд[1]

Схема 5.6

Результаты исследований свидетельствуют о том, что воздействие поставок техники смягчается факторами спроса, перечисленными выше. Подсчитано, что рентабельные методы работы, внедренные в банки, дали им возможность увеличить объем операций на 30%, что привело к созданию 20 000 дополнительных рабочих мест и способст­вовало перераспределению имеющегося у них персонала.

Социальные сдерживающие факторы включают: увеличение числа законодательных актов, защищающих права служащих (как экономи­стов, так и работников социальной сферы) на их рабочих местах. Раз­личные юридические запутанные вопросы, например положение о под­тверждении (заверении) подписи и введение скидки с ипотечного про­цента, сдерживали рост влияния технологии.

Среди других социальных факторов стремление банковского секто­ра считаться в глазах общества хорошим работодателем, а также нали­чие различных соглашении по временным срокам, в соответствии с которыми внедряется новая технология, что замедляет се влияние на скорость естественных потерь.

И наконец, клиенты банка сами являются сдерживающим факто­ром, потому что не все они используют новую технологию. Некоторые все еще требуют личного обслуживания работниками банка.

Организационные сдерживающие факторы включают патерналистские культурные традиции банков, которые благоприятствуют скорее постепенным, чем радикальным изменениям; разумную заинтересован­ность банков увеличивать свою выручку не только за счет новой техно­логии, но и квалификации имеющихся работников и сети филиалов.

Одной из характерных черт работы банка, которая сдерживает вли­яние технологии, является то, что среднее по величине отделение бан­ка нанимает на работу 15 человек, выполняющих различные виды опе­раций, на которые технология имеет только частичное воздействие. Наконец, темпы роста организации, к счастью, скорее дополняют, чем заменяют состав служащих.

Перейти на страницу: 1 2

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru