Определение потребности предприятий в оборотных средствах

Транспортный запас в днях определяется как разность между количеством дней пробега груза и количеством дней движения и оплаты документов на этот груз.

Подготовительный запас предусматривается в связи с затратами на приемку, разгрузку и складирование сырья. Он определяется на основе установленных норм или фак­тически затраченного времени.

Технологический запас учитывается лишь по тем видам сырья и материалов, по которым в соответствии с тех­нологией производства необходима предварительная под­готовка производства (сушка, выдержка сырья, разогрев, отстой и другие подготовительные операции). Его вели­чина рассчитывается по установленным технологическим нормам.

Текущий складской запас призван обеспечить беспере­бойность процесса производства между поставками мате­риалов, поэтому в промышленности он является основным. Величина складского запаса зависит от частоты и равноме­рности поставок, а также периодичности запуска сырья и материалов в производство.

Основой для исчисления текущего складского запаса служит средняя длительность интервала между двумя смежными поставками данного вида сырья и материалов. Длительность интервала между поставками определяется на основе договоров, нарядов, графиков или исходя из фактических данных за истекший период. В тех случаях, когда данный вид сырья и материалов поступает от не­скольких поставщиков, норма текущего складского запаса принимается в размере 50% от интервала поставки. На предприятиях, у которых сырье поступает от одного по­ставщика и ограничено число применяемых видов матери­альных ценностей, норма складского запаса может прини­маться в размере 100% интервала поставки.

Страховой запас создается в качестве резерва, га­рантирующего бесперебойный процесс производства в случае нарушения договорных условий поставок мате­риалов (некомплектности полученной партии, нарушения сроков поставки, ненадлежащего качества полученных материалов).

Величина страхового запаса принимается, как правило, в пределах до 50% текущего складского запаса. Она может быть и более, если предприятие находится вдали от постав­щиков и транспортных путей, если периодически потребля­ются уникальные, повышенного качества материалы.

Таким образом, общая норма запаса в днях на сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты в целом складывается из пяти перечисленных запасов.

Норматив оборотных средств на вспомога­тельные материалы устанавливается по двум основ­ным группам. К первой группе относятся материалы, рас­ходуемые регулярно и в больших количествах. Норматив рассчитывается так же, как на сырье и основные матери­алы. Во вторую группу включаются вспомогательные ма­териалы, используемые в производстве редко и в незначи­тельных объемах. Норматив исчисляется аналитическим методом на основе данных за предыдущие годы.

Общий норматив оборотных средств на вспомогатель­ные материалы представляет собой сумму нормативов обе­их групп.

Норматив оборотных средств на топливо исчисляется так же, как на сырье и материалы. Не рас­считывается норматив на газообразное топливо и электро­энергию. При исчислении расхода топлива учитывается потребность в топливе для производственных и непроиз­водственных нужд. Для производственных нужд потреб­ность определяется исходя из производственной програм­мы и норм расхода на единицу продукции по цехам; для непроизводственных — на основе объема выполняемых работ.

Норма оборотных средств по таре определяется в зависимости от способа ее заготовки и хранения. Поэтому методы расчета по таре в разных отраслях неодинаковы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru